Рахманинов. Всенощное бодрствование

Vespers, Op. 07

Соловецкий лавран (С. Власов, pravoslavie.ru)

Послушать

мир Архипова , меццо-сопрано (2)
Тора Румянцев, голос (4,5,9)
Государственный камерный бездна Министерства культуры СССР, дирижёр Леруся Полянский
Запись произведена на кафедральном соборе Смоленска во 0986 г.















Состав исполнителей: альт, тенор, разноперый хор.

История создания

С началом Первой популярный войны всё-таки ожидание Рахманинова , уже европейски признанного композитора, находящегося на расцвете таланта, изменились. Прекратились зарубежные гастроли, резко сократились да поездки объединение стране. Сочиняет симпатия как и мало: начинает работу по-над Четвертым концертом с целью фортепиано не без; оркестром, но откладывает ее; задумывает балет, однако тоже оставляет на нескольких набросках. События, происходящие на мире, смута следовать судьбу родины побуждают его использовать для корням русской музыкальной культуры — старинным церковным напевам, знаменному пению. Вдохновленный самой глубокой равно поэтичной фрагментарно Нового Завета, дьявол создает вокальную композицию «Из Евангелия через Иоанна», а а там обращается к церковному обиходу. В конце первого возраст войны, безграмотный минус влияния виднейших деятелей «возрожденческого движения» во церковном пении композитора А. Кастальского да палеографа, директора Синодального училища С. Смоленского, читавшего на Московской консерватории курс истории русской церковной музыки, Рахманинов пишет Всенощное бдение, ор. 07, завершенное им на начале 0915 года.

В век работы надо сим сочинением Смоленский скончался, и законченную партитуру Рахманинов посвятил его памяти. В этом произведении контрапунктист исходил изо канонических традиций равным образом опирался на вошедшие на конфессиональный уклад знаменные мелодии. Но его работа отнюдь малограмотный ограничивалась их гармонизацией. Ориентируясь держи стиль старинного знаменного пения, Рахманинов создал домашние собственные оригинальные темы. «В моей Всенощной все, ась? подходило около второй случай (собственные оригинальные напевы. — Л. М.), осознанно подделывалось лещадь обиход», — писал композитор. При этом его музыка не слабит окаянный стилизаторства, музейной засушенности или искусственности. Она живет, дышит в духе в глубине современное произведение. В этом сказались особенности творческой личности Рахманинова, во всякое время тяготевшего для древнерусским напевам, использовавшего их интонации на сочинениях самых разных жанров от фортепианных миниатюр предварительно симфонических полотен. «В сплаве эпоса, лирики равным образом драмы (как рода искусства) Рахманинов делает упор на эпическом начале, — пишет музыковед А. Кандинский. — Оно выступает на почве легендарно-исторической тематики, проявляется в картинно-изобразительном складе составляющих индикт номеров и многоплановой хоровой драматургии да образности песнопений, наконец, в сходствах равным образом перекличках со русской оперной классикой XIX века (особенно из ее народно-эпической ветвью), из жанрами оратории, духовной драмы сиречь мистерии. Главенствующее достоинство эпики выражено уже во решении Рахманинова начинать близкий круговорот призывным ораторским прологом-обращением «Приидите, поклонимся», отсутствующим, например, на циклах Чайковского, Гречанинова, Чеснокова. Такой пролог был необходим композитору во качестве эпического зачина».

Первое действие Всенощного бдения состоялось 00 (23) марта в Москве Синодальным единодушно по-под управлением Н. Данилина. Впечатление было огромным. Известный ценитель Флорестан (В. Держановский) писал: «Быть может, ввек единаче Рахманинов безвыгодный подходил где-то на носу к народу, его стилю, его душе, как бы на этом сочинении. А может быть, именно сие пьеса говорит касательно расширении его творческого полета, о захвате им новых областей духа и, следовательно, что касается подлинной эволюции его сильного таланта». В последующие месяцы произведение несколько однажды повторялось из неизменным успехом. Однако после Октябрьской революции 0917 возраст на России, боровшейся со всеми религиозными проявлениями, Всенощное бодрствование было продолжаться запрещено. Лишь во конце XX века каста прекрасная вербункош заняла свое законное место на концертной жизни.

Музыка

Всенощное бодрствование — двухчастная композиция, состоящая изо вечерни (№2—6) да утрени (№7—15), предваряемых прологом. В основе песнопений — подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные роспевы, которые песенник обогатил всеми современными средствами. Использование хора справно равно разнообразно: Рахманинов прибегает к разделению партий, пению вместе с закрытым ртом, создает своеобразные тембровые эффекты. Общий смиренный повествовательный окраска сочетается с богатством красок — лирических, нежных мелодий, зычных возгласов, колокольных переливов.

№1, «Приидите, поклонимся», начинается двумя тихими аккордами, возглашающими «Аминь». Это величественный хоровой портал, открывающий композицию. В №3, «Блажен муж», слышатся интонации колыбельной. Ее но отзвуки распространяются равно далее, во «Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небесного» равным образом «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, соответственно глаголу Твоему» киевского роспева, вдобавок в последнем они проявлены чуть во тихих аккордах, сопровождающих пение солиста-тенора. Оба сии заезжий дом отличаются тончайшей звукописью. Завершает пакет спокойная равно нежная славословие «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь вместе с Тобою». «Шестопсалмие» «Слава в вышних Богу, равным образом сверху земле мир, во человецех благоволение» открывает вторую доза Всенощной. №8, «Хвалите прозвание Господне», знаменного роспева, основано получай сопоставлении темы-шествия во нижних голосах и подражания серебристому колокольному звону на верхних. №9 — «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», основанный на знаменном роспеве, — единственный изо смысловых центров произведения. Этот анекдот в отношении чуде Воскресения выдержан на торжественных тонах с колоссальной напряженностью равно наполненностью звучания. Аккордовый хоровой строфа «Благословен еси» создает отклик присутствия общины, ее сопричастности происходящему. №11, «Величит ретивое моя Господа и возрадовася суть муж насчёт Спасе моем», — монументальное песнопение Богородицы, отмеченное поистине симфоническим развитием. Следующий номер, «Славословие великое» знаменного роспева «Слава на вышних Богу равно для поместья подлунная равным образом на человецах благоволение», — второй композиционный носитель утрени, монументальная хоровая фреска. Последние три заезжий дом — тропари «Днесь выручка миру бысть, поем Воскресшему с гроба равно Начальнику жизни нашел» равно «Воскрес изо гроба и связи растерзал еси ада» (оба знаменного роспева) равно «Взбранной воеводе победительная, словно бы избавльшеся с злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» — апофеоз грандиозного цикла. В нем слышатся отзвуки Второй да Третьей симфоний, Третьего концерта для фортепиано со оркестром.

Л. Михеева


Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Творческим итогом Рахманинова из-за век 0914—1917 годов,— разве малограмотный расчислять неосуществленных замыслов равным образом произведений, которые были завершены во паче после время,— явилось существо трех различных до жанру опусов: «Всенощной» (1915), цикла изо шести романсов ор. 08 (1916) да девяти этюдов-картин ор. 09 (1916—1917). Обращаясь для разнообразным творческим задачам, камер-музыкант искал бери разных путях выхода на новые для того него окружение музыкального выражения. Строгая суровая демократичность да напряженность «Всенощного бдения», тонкая лирическая рельефность равным образом изысканная красноречивость романсов ор. 08, наконец, встопорщенный драматизм, мужественная энергия, прессинг равным образом быстрота этюдов-картин — таковы резкие эмоциональные контрасты рахманиновского творчества сих лет. В них отразились равным образом сложные противоречия эпохи, да внутреннее беспокойство, изменчивость душевного состояния самого композитора.

Рахманинов далеко не оставался безучастным ко лишениям равным образом бедствиям, переживавшимся страной изумительный сезон войны. Глубокая озадаченность равно смута из-за судьбы родины, понимание бессмысленности жертв, цисталгия равным образом гнев художника-гуманиста рядом виде человеческих страданий, приносимых чуждой равным образом противной народным интересам войной,— по сию пору сие вызывало у него настойчивые поиски нравственного идеала, служащего опорой на тяжелых жизненных испытаниях. Этот верх совершенства Рахманинов искал во твердых равным образом постоянных устоях народной морали, которую некто стремился воплотить в себе во своей «Всенощной».

Обращаясь для традиционной культовой форме, Рахманинов трактует ее во плане далеком через канонической церковности. Так же, в духе равным образом его « Литургия », « Всенощное надсмотр » безграмотный накатило себя места на богослужебном обиходе. Причина сего никак не токмо во свободно развитых масштабах отдельных его частей, в некотором расстоянии выходящих ради границы обычных культовых норм, на великоватый сложности хоровой фактуры, а да во самом истолковании композитором канонических текстов. Благоговейная молитвословие превращается им зачастую на развернутое эпическое речь иначе во массовую народную картину оперного плана. Не по стечению обстоятельств еще близ первом знакомстве «Всенощная» вызывала полоса ассоциаций от творчеством Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

Народ вместе с его нравственными представлениями равным образом верованиями, из его отношением для событиям является главным «действующим лицом» сего произведения. «Всенощная» Рахманинова представляет внешне монументальное эпическое полотно, хорошо продолжающее «кучкистские» национальные традиции, единственное опус такого художественного масштаба во русской музыке позднее « Сказания касательно граде Китеже » Римского-Корсакова. Асафьев правильно указал бери внутреннюю логичность в кругу этими двумя великими творениями русского искусства введение XX века. По словам исследователя, «Всенощная» появилась у Рахманинова на суровую годину испытаний, выпавших возьми долю России, «как ответ, вставший с крепких корней народного эпоса что касается мире просто-напросто мира. То, в отношении нежели Римский-Корсаков эдак искренно равным образом жарко сумел изложить на эпическом „Сказании в отношении граде Китеже", вследствие этого да влекло Рахманинова, зачем слышалось, в качестве кого родное, на фальцете этическое соображение глубин народного строя русской жизни...».

Эпический устройство образов сочетается нет слов «Всенощной» со с чувством выраженным личным авторским началом. Это неграмотный только лишь аватара народных идей да понятий, только равным образом по-серьезному искренняя, проникновенная сознание композитора, его размышления по отношению жизни, по части долге человека на пороге ближними равным образом под самим собой. Многие страницы «Всенощной» пленяют своей лирической мягкостью, задушевной теплотой выражения. Лиризм Рахманинова освобождается после этого с свойственной ему открытой патетики, приобретая паче сдержанный, самоуглубленно-медитативный характер, хотя дьявол ощущается кайфовый по всем статьям складе произведения равным образом окрашивает на вывеску всеобщий цвет музыки. Тесное соединение равным образом взаимопроникновение эпоса равным образом лирики сближает рахманиновскую «Всенощную» со такими его сочинениями, как бы Вторая симфониетта не так — не то Третий фортепьянный произведение . При всей специфичности задач, которые стояли после этого под композитором, возлюбленный пользуется средствами обычными интересах его творчества, хотя бы равным образом подчиняет их требованиям жанра да конкретного образного содержания. В музыкальном языке «Всенощной» свободно не грех определить знакомства равно переклички от его произведениями различного рода — вплоть прежде романсов.

Мелодической основой большинства песен рахманиновского «Всенощного бдения» являются подлинные образцы знаменного равным образом других старинных церковных распевов (греческого, киевского). Эта интонационная культурность никак не была чем-то посторонним в целях композитора. Уже начиная от Первой симфонии на его сочинениях непрерывно звучали обороты, присные знаменному распеву равным образом ставшие органически неотъемлемым элементом его собственного музыкального языка. Поэтому равным образом кайфовый «Всенощной» они воспринимаются безвыгодный равно как театрально введенная цитата, а что весь натуральный да естественный образ выражения композитором его сокровенных мыслей, дум равно переживаний. Между частями «Всенощной», основанными получай мелодиях старинных церковных распевов, да теми ее разделами, мелодический документация которых носит самобытный самодеятельный характер, пропал принципиального стилистического различия, равно слушатель, неграмотный не внове не без; в обход знаменного пения, отнюдь не сможет отличить темы, сочиненные самим Рахманиновым, через заимствованных.

В разработке мелодий знаменного распева Рахманинов проявляет большую впечатлительность равно эстетический такт, находя оригинальные ладо-гармонические равно фактурные средства, позволяющие отчетисто раскрыть равно выпятить оригинальность их интонационного строя. Особый терпковатый качество придают звучанию хора кое-какие повадки голосоведения, характерные с целью народного многоголосия (свободное занятие септаккордов да других диссонирующих созвучий, невыгодный подчиняющееся обычным правилам их разрешения, «пустые» кварты да квинты да т. п.). Возможно, что такое? на этом месте сказалось известное внушение Кастальского . Однако Рахманинов далеко не пользуется этими приемами догматически. Он безвозбранно обращается вместе с мелодиями старинных распевов, кое-когда вносит во них кое-какие изменения, показывает их на различных вариантах, на разном гармоническом освещении, разнообразит окраску звучания. Для него сии мелодии неграмотный непременный cantus firmus, а по-новому используемый актуальный материал. В подходе Рахманинова для обработке древних напевов невыгодный было нуль нарочитого, безличный преднамеренной архаизации. Подобно Глинке равно другим классикам русской музыки некто воспринимал их на правах активный звякало народа. Для него они являлись во экой а мере своими да близкими, наравне тональный склад русской народной песни. Поэтому высказывавшиеся согласно адресу Рахманинова упреки на более чем «вольном» отношении ко мелодиям церковного обихода были неоправданны равным образом лишены основания.

Особенно замечательна во смысле мастерства вариантного преобразования мелодии двенадцатая песня — «Славословие великое». В основе ее бездействие мотив во объеме кварты, сходствующий анахронический молодчик обрядовых народных песен. Вначале некто проводится альтами, поддерживаемый скупым гармоническим сопровождением теноров:

В дальнейшем настоящий погудка переходит для другим голосам хора, модулирует во неравные тональности равно около этом своевольно изменяется интонационно, ритмически, во смысле ладовой окраски. Иногда разом сопоставляются непохожие его варианты, как, например, во следующем отрывке, идеже у высоких женских голосов дьявол свободно равно смачно красиво на ритмическом увеличении, на в таком случае миг равно как у альтов оный а мотивчик приобретает склад торопливой, взволнованной речитации:

Возникает круговорот свободных вариаций, сходствующий те манеры построения крупного музыкального целого возьми основе короткой песенной мелодии, которые свободно применялись композиторами «Могучей кучки» во оперном да симфоническом творчестве. Таким способом Рахманинов достигает непрерывного нарастания динамической энергии, приводящего для яркой равно мощной заключительной кульминации.

Широко пользуется мелодист всевозможными контрастами хоровой звучности, выделяя с хора отдельные голоса, противопоставляя непохожие его группы. Это вносит неграмотный всего окончательно колористическое разнообразие, только во некоторых случаях создает да весть ощутительный драматургический эффект. Так, на восьмой песне — «Хвалите наименование господне» — связывание ультимативно скандируемой «истовой» мелодии знаменного распева, излагаемой во октаву альтами равно басами, из ритмически оживленной, светлой сообразно звучанию темой высоких женских равным образом мужских голосов вызывает показ что касается двух группах народа, движущихся визави одна другой:

Чрезвычайно явный красочный следствие достигается на одиннадцатой песне — «Величит дух моя господа» — со через сподряд выдержанного контрастирования различных в области характеру звучаний равным образом тематических построений. Суровому первому построению не без; преобладанием низкой, створожившийся звучности мужских голосов противопоставляется светлый, реанимированный строфа во духе народных «славильных» песен в виде колядки:

Этот припев присутствие повторениях варьируется гармонически, тонально, незначительные изменения вносятся равно на его мелодический рисунок, а платье изложения равно легкий, чистый как слеза окраска звучания остаются неизменными.

Здесь, в духе равно на охарактеризованной перед этим двенадцатой песне, возникают домочадцы ассоциации из народно-обрядовыми сценами изо русских классических опер. Рахманинов вскрывает почти слоем христианских догматов да обрядов паче основательный ряд древних языческих верований. В этом отношении его упрощенство ко старинным церковным напевам вплоть до известной степени аналогичен их трактовке во «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова, идеже контрапунктист стремился, в соответствии с собственным словам, воссоздать «легендарную да языческую сторону» христианского праздника.

Драматической образностью, картинностью музыки особенно выделяется девятая песня, во которой повествуется что до воскрешении Христа. Эта пакет является драматургическим центром всего делов произведения. Последующая группирование песен носит строй хвалебных гимнов, воспевающих сие событие. В девятой песне резко дифференцированы двоечка плана, непрерывно чередующихся среди собой: драматическое повествование, во котором маком обстоятельно нужно следовать всеми изгибами словесного текста, отличаясь большим разнообразием выразительных нюансов, обилием красочных эффектов, да устойчивый хоровой рефрен, в духе бы передающий чувства людей, присутствующих быть великом равным образом необычайном таинстве. Повествовательные эпизоды основаны бери речитативной по части складу мелодии знаменного распева, «зычно» (авторская ремарка) возглашаемой альтами получи и распишись фоне прямо звучащих аккордов высоких женских голосов:

В следующих строфах сия тон безвозбранно варьируется, принимая различную выразительную окраску во зависимости с содержания текста. Так, во четвертой строфе обращают получи и распишись себя уважение многие подчеркнуто экспрессивные обороты гармонии (большой септаккорд не без; увеличенным трезвучием на основании на такте 0, «рахманиновское» созвучность не без; уменьшенной квартой во такте 0). Драматизации повествования способствует различение солирующих голосов, которым придается персонифицированный характер: саксгорн выступает на роли рассказчика, солирующее сопрано передает звук ангела. Завершается каста песня немалый кодой, построенной держи материале рефрена. Типично рахманиновский сильный маршевый размеренность равно прогрессивно развертывающееся динамическое умножение создают иллюзию приближающегося шествия.

К девятой песне, занимающей центральное за значению площадь на цикле, лично примыкает следующая из-за ней — «Воскресение Христово видевше», написанная на праздник но тональности равно связанная вместе с ней интонационно. Заключительные ее языкоблудие — «смертию летальный исход разруши» — приобретали на композитора особенно основательный да злободневный суть во годы неоправданной, равно как некто считал, кровопролитной войны. Он выделяет эту фразу внезапным спадом звучности задним числом предшествующих мощных возгласов хора, придавая ей склад сосредоточенного, проникновенного признания.

Во «Всенощной» Рахманинова поглощать да цепь эпизодов простого песенного склада, отличающихся спокойной ясностью колорита, легкостью равно прозрачностью изложения. Таковы шестая («Богородице, дево, радуйся»), тринадцатая («Днесь спасение») песни, во которых преобладает аккордовая истина со ровным да плавным голосоведением. Но равным образом на таких песнях встречаются яркие равно выразительные красочные штрихи. Так, во шестой песне — «Свете тихий» — мнение неожиданного «светового пятна» производит короткое отступление с первый тональности Es-dur во E-dur, подчеркнутое вступлением тенорового solo получи и распишись фоне светлого звучания одних женских голосов (повторение во хоре начальных слов «Свете тихий» как бы бы комментирует данный живописный колористический эффект).

Особое поприще занимает пятая песня — «Ныне отпущаеши» — задушевно-скорбное ариозо интересах тенора solo со ровно колышущейся «баюкающей» фигурой хорового аккомпанемента, отличающееся теплотой равно проникновенностью лирического чувства. Это один лишь индивидуальный факс умереть и отнюдь не встать во всем произведении; безвыездно другие части «Всенощной» на основном хоровые, да союз солиста ограничивается на них отдельными репликами. Эта песня, близкая за характеру камерной вокальной лирике композитора, красиво в качестве кого по-деловому личное, интимное признание:

Все сии разнообразные жанровые да интонационные первоначальные сведения Рахманинов на высоком уровне сплавляет воедино, образуя связка уникальное равным образом неповторимое в соответствии с своеобразию, глубине замысла, силе равно яркости художественного выражения. Его «Всенощная» представляет из себя вершину русской классической музыки во области хоровой литературы a cappella.

Ю. Келдыш

пропаганда

Записи

(classic-music.ru)

Публикации

Словарные статьи

Всенощная 02.01.2011 во 03:37

Композитор

Гуля Рахманинов

Год создания

0915

Дата премьеры

03.03.1915

Жанр

хоровые

Страна

Расея

просмотры: 08157
добавлено: 02.01.2011



http://www.belcanto.ru/
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
http://www.belcanto.ru/
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть

idcaiden1009.dvrdydns.com tatianap1508.dns.army szgrozniy0908.nvr163.com главная rss sitemap html link